Состояние проблемы

В условиях ускоряющегося процесса внедрения новейших технологий в образовании проблема непрерывного обучения и переподготовки учителей на местах без выезда в центральные учреждения особенно актуальна. В настоящее время доступ к новой научной и научно-методической информации ограничен в связи с упадком библиотечного дела, отсутствием подписки на специальные зарубежные издания и нехваткой средств для переподготовки учителей. Ресурсы Интернет могут стать важным источником новой информации для учителей.

Большую роль в наглядности обучения астрономии играют наблюдения учащимися небесных тел и астрономических явлений.

Специфика преподавания предмета состоит в том, что те или иные астрономические явления наблюдаются на определенных географических широтах и видимые изображения в литературе удается получить с большим запозданием, что становится уже менее актуальным (для недавно открытых комет эфемериды могут быть опубликованы слишком поздно), или вообще не удается получить в виду нехватки средств.

Большие средства тратятся на приобретение ежегодников и астрономических календарей, без которых преподавание астрономии немыслимо и которые, как правило приходят с большим запозданием.

Цель и задачи программы

Для обеспечения высокого стандарта образования учителям необходим доступ к глобальным информационным сетям. Интернет может служить при этом не только средой поиска необходимой информации, но и средством передачи данных. Практически очень редко удается провести наблюдения того или иного астрономического объекта или явления во время изучения его по программе. А именно такие наблюдения служат опорой для приобретения новых знаний. Такую роль играют, например, наблюдения фаз Венеры, поверхности Юпитера, кратеров на поверхности Луны, с которыми позднее сопоставляются кратеры, обнаруженные на Марсе.

Интернет может служить прекрасным средством организации совместной работы и наблюдений учащихся и учителей – так, например, на WWW-сервере БГПУ размещены фотографии кометы Хелла-Боппа, выполненные преподавателями педагогического университета и школьниками Алтайского края, во время хорошей видимости кометы над территорией Алтайского края. Без Интернет эти фотографии не смогли бы стать достоянием широкой общественности. В ближайшие 3-4 года можно будет наблюдать динамику изменения видимости колец Сатурна. Регулярные размещения фотографий, которые позволили бы тысячам школьников принять участие в наблюдении за динамикой их изменения и принять участие в обсуждении этого и прочих астрономических явлений.

В настоящее время именно учебно-методическое использование Интернет недостаточно представлено в сети. Существуют сервера астрономической тематики для профессиональных ученых (скажем, сервер Института Астрономии Российской Академии Наук), для любителей астрономии (скажем, сетевой журнал Звездочет), однако информационные русскоязычные астрономические ресурсы для учителей и учащихся практические отсутствуют. Именно этот пробел и предполагается ликвидировать в результате реализации этого проекта. В частности, будет осуществлена подборка иллюстративных материалов по всем разделам школьного курса астрономии, подготовлены методические рекомендации учителю по вопросам преподавания астрономии, организована работа образовательного списка рассылки по данной тематике (через сервер списков рассылки listproc@bspu.secna.ru Барнаульского педагогического университета).

Имеющийся задел

Именно в этом направлении у преподавателей и сотрудников Барнаульского педагогического университета накоплен большой опыт. Так, например, создана и успешно используется в учебном процессе астрономическая страница на www-сервере БГПУ (сыше трех тысяч посещений с момента создания сервера в январе 1997 года, ежедневные заходы с 60-65 различных хостов России и зарубежья - в том числе, Германия, Швеция, Франция, Испания, США, Япония и др. Ежедневно запрашивается около 1000 страниц размещенной на сервере информации. Из них около 17%- запросы полученные через домен bspu.secna.ru, остальные 83% - сторонних лиц и организаций. В рейтинге серверов общего назначения поискового сервера www.rambler.ru из более чем 1500 зарегистрированных серверов России сервер Барнаульского педагогического университета устойчиво занимает 400-500 позицию).

Для реализации этого проекта предполагается использовать:

Телескоп "ИНТЕС-М3"
Основные технические характеристики:

Гид Искатель Масса телескопа, кг 25

Астрономическая площадка размещена на крыше учебного корпуса университета. Она представляет площадку размером 5Х10м., имеющую ограждение высотою не менее двух метров, где стационарно размещены следующие приборы и устройства:

  1. Телескоп "ИНТЕС-М3".
  2. Приспособление для приближенного определения полуденной линии по Полярной звезде.
  3. Гном - для определения полуденной линии по Солнцу.
  4. Прибор для определения полуденной высоты Солнца.
  5. Прибор для приближенного определения меридиана и наблюдений кульминирующих светил.
  6. Закрытое помещение с откидной верхней частью, в котором стационарно установлен телескоп.