Новые текстуры в Stellarium'е
Комментариев нет 8 ноября 2012, 02:06 • Stellarium
Не так давно на Астофоруме меня в очередной раз спросили о текстурах для галактик и я в очередной же раз ответил, что приличных картинок под свободными лицензиями как-то недостаёт и поэтому мы не можем включить их в планетарий. Получилась небольшая, но довольно плодотворная дискуссия, в результате которой я открыл тему «Фотографии дипов для Stellarium'а». В этой теме я очень кратко описал суть проблемы и спросил: готов ли кто-то из местных (для Астрофорума) астрофотографов предоставить свои фотографии дипов под свободной лицензией для Stellarium'а?
Признаться, я ожидал, что откликнуться на этот вопрос единицы и скорее всего дадут от ворот поворот. Как оказалось, я ошибся. Во второй части своего предположения — откликнулось два астрофотографа-дипскайщика (Андрей Кузнецов и Олег Брызгалов), которые предоставили свои снимки на условиях Creative Commons Attribution 3.0 Unported.
Сегодня я добавил первую текстуру Андрея Кузнецова (Его ник на Астрофоруме Тот самый Кеплер) — для NGC 7023. Чтобы минимизировать использование ресурсов компьютеров, на которых эта текстура будет воспроизводиться, я понизил качество исходной фотографии — привёл его к значению остальных текстур — и попытался «вшить» текстуру в звёздное небо при помощи маски слоя. В режиме c включенной атмосферой границу текстуры, к сожалению, видно, зато с выключенной атмосферой фотография «вшилась» весьма неплохо.
Создавал я эту текстуру в GIMP'е — его возможностей для этого хватает с избытком. При интеграции текстуры непосредственно в планетарий я допустил одну серьёзную ошибку при переводе часов, минут и секунд в десятичные градусы (выполнил обратную операцию), из-за чего довольно долго не мог понять, почему новая текстура не отображается. После перерасчёта координат оказалось, что я почти на 40 угловых минут промахнулся с расположением центра туманности — пришлось корректировать координаты вручную. В качестве эталона в моём случае выступал Stellarium с плагином VirGO, который просто наложил на звёздное небо фотоархив ESO и именно по нему я делал «калибровку» положения текстуры.
P.S. Оказалось, что с некоторого времени ESO предоставляет свои фотографии на условиях Creative Commons Attribution 3.0 Unported, что позволяет использовать их для объектов южного неба, для которого с текстурами наблюдается традиционная нехватка.