Blog: Alter World

Виртуальный мир является своеобразным Alter Ego мира реального…

Названия комет

Комментариев нет 17 августа 2013, 19:03 • Астрономия, Заметки...

Данная заметка является вольным переводом другой заметки и написана исключительно в качестве памятки самому себе — если что-то подзабылось, то не нужно будет рыскать по всему интернету.

Комета Галлея

Комета P/Halley (Галлея), снятая 8 марта 1986 года В. Лиллером на острове Пасхи в рамках международной сети наблюдаталей кометы Галлея. Фотография из фотогалереи NSSDC (NASA).

Способ наименования комет говорит нам кое-что о них, так что давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Замечание: способ наименования комет был изменен в 1994 году Международным астрономическим союзом на своей Генеральной ассамблее в Гааге. С 1995 года данная методология получила своё практическое применение.

Для ясности: заметка представляет собой краткий обзор и за подробностями лучше сходить на страницу IAU Cometary Designation System.

Рассмотрим эти три названия комет:

• C/2012 S1 (ISON)
  • P/2013 O2 (PANSTARRS)
  • C/2013 O3 (MCNAUGHT)

Первое, что бросается в глаза это то, что они начинаются либо с Р или С. Если в начале стоит P, то комета является периодической с периодом до 200 лет и имеет более чем одного наблюдаемого прохождения перигелия (ближайшее приближение к Солнцу). Буква C в начале названия говорит о непериодической кометой или о комете с периодом, по крайней мере, более 200 лет.

Кроме того, в начале могут стоять и другие буквы, так буква A означает, что на самом деле это астероид, который был по ошибке классифицирован как комета. X означает, что у кометы не удалось однозначно определить орбиту, а D — мёртвую, разрушенную или потерянную комету.

Примером для последнего случая является комета D/1993 F2, которая столкнулась с Юпитером в 1994 году.

Иногда перед префиксом можно увидеть номер, который присваевается Центром малых планет (MPC) Международного астрономического союза (IAU) кометам, которые следуют через афелий или орбита которых определена иным способом. Самая первая комета, которая следует это правилу очень известна — 1P/1682 Q1 (Halleys).

Следующим после префикса является год открытия, позволяющий достаточно легко определить, что комета ISON из списка выше была открыта в 2012 году, а комета Галлея в 1682 году.

Следующим важным моментом является способ сказать, в какой части какого месяца комета была открыта и какая это по счёту комета, открытая в этот период.

В приведенных выше примерах C/2012 S1 (ISON) имеет S1, где S говорит об открытии во второй половине сентября (см. таблицу ниже) и это была первая открытая в этот период комета. Следующие две — P/2013 O2 (PANSTARRS) и C/2013 O3 (MCNAUGHT) — были второй и третьей кометой, открытой во второй половине июля.

Вот эта таблица (спасибо МАС):

Буквы периода Буквы периода
R — 1-15 сентября S — 16-30 сентября
T — 1-15 октября U — 16-31 октября
V — 1-15 ноября W — 16-30 ноября
X — 1-15 декабря Y — 16-31 декабря

Буква I пропущена и Z не используется.

Последним идут лица или организация — PANSTARRS, LINEAR и т.д., усилиями которых была открыта комета.

Ещё заметки на эту тему: